Всё, что вы хотели знать о гастротуризме, но боялась спросить
30
Авг
2018

Всё, что вы хотели знать о гастротуризме, но боялась спросить

Download PDF

Гастрономический туризм — явление в России относительно новое и только набирающее обороты. Неудивительно, что многие путешественники, которые обращаются в TH, спрашивают, чем наши туры отличаются от привычного туризма. Чтобы расставить точки над i, мы проанализировали мировую статистику, закапались в историю и цифры и теперь объясняем, что же такое гастрономический туризм, как он появился, и почему это гораздо больше, чем «отдых, где вы много едите».

Гастрономический туризм — это …

Гастрономический туризм — это поездка с целью ознакомления с национальной кухней страны, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучения и получения профессиональных знаний.

Родиной гастрономического туризма можно считать Италию: итальянцы первыми совместили налаживание торговых и технологических производств с привлечением туристов под знаком вкусной и полезной пищи. А сегодня, по данным Национального управления Италии по туризму, не менее 10% туристов едут в страну через гастрономические и винные туры.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2016 году на туризм приходился 4.6% ВВП Италии страны (77.3 млрд евро), к 2027 году ожидается 5.1% (93.8 млрд евро). В год в Италию приезжают в среднем около 75 млн туристов. Около 1,3 млн итальянцев трудоустроены в отельном и ресторанном секторе. При этом доля внутреннего туризма в Италии огромна — 74%. По самым скромным подсчётам, во время отпуска на родине итальянцы тратят на еду и гастрономические активности около 26 млрд евро ежегодно, к 2027 году этот показатель может дойти до 35 млрд евро.

Туристический и гастрономический потенциал есть и у России, нужно брать пример с зарубежных коллег.

Всё, что вы хотели знать о гастротуризме, но боялась спросить

История терминологии

За время существования гастрономический туризм совершенствовался, вместе с этим менялись и его названия.

Варианты названий:

  • culinary tourism – кулинарный туризм;
  • gastronomic tourism – собственно гастрономический;
  • food tourism – продовольственный туризм.
  1. 1998 год, профессор Люси Лонг (Университет Боулинг грин, Огайо, США) вводит понятие “кулинарный туризм”. Его идея в том, что местная пища помогает проникнуть в культуру страны, а приготовление позволяет почувствовать себя коренными жителями. 
  2. 2001 год, основатель Международной ассоциации кулинарного туризма (ICTA) Эрик Вульф создаёт первый официальный документ о кулинарном туризме, где объясняет суть явления: «Гастрономический туризм – поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой как на другом конце Земли, так и на соседней улице».
  3. Но в 2012 году термин «кулинарный туризм» заменяют на «гастрономический туризм». Дело в том, что большинство туристов считали кулинарный туризм прерогативой элиты, считали, что это им не по карману и игнорировали гастрономические туры. Но как обстоят дела на самом деле?

Гастротуризм не ограничен узким кругом состоятельных клиентов и гурманов. Только 18% гастротуристов выбирают этот вид путешествия исключительно ради высокой кухни. На самом деле 46% гастротуристов выбирают гастротуры из-за возможности попробовать аутентичную кухню (а она доступна всем слоям населения), ещё 35% едут, чтобы попробовать местные продукты. При этом 22% из опрошенных выбирают гастротуры, так как считают их возможностью отдохнуть бюджетно.

В 2015 г ЮНВТО выделила гастрономический туризм в отдельную нишу. Так гастрономия официально стала признанным элементом культуры и нематериального наследия.

  1. 2015 год, понятие “гастрономический туризм” расширяется. Появляется термин-аналог “food tourism”.

В 2015 году туристическое сообщество определило называть “гастрономическим туризмом” любые связанные с гастрономией виды туристической активности: посещения производителей продуктов, гастрономических фестивалей, фермерских рынков и продовольственных ярмарок, в том числе в пределах соседних регионов. Фактически гастрономический тур сегодня — любая поездка, суть которой — приобщиться к гастрономии и её истории. По этой причине на Западе гастротуризм стали называть просто food tourism, то есть “туризм для еды”.

 

Для тех, кто любит статистику

*Данные The World Food Travel Association.

Всё, что вы хотели знать о гастротуризме, но боялась спросить

  • По данным The World Food Travel Association на еду и напитки во время путешествий туристы тратят около 25% бюджета (35% — в дорогих поездках, чуть больше 15% — в эконом-турах).
  • Вкусовые предпочтения путешественников в гастрономических турах

— аутентичная кухня — 46%

— эклектичная кухня — 44%

— локальные продукты — 35%

— бюджетная еда — 22%

  • 81% туристов верит, что знакомство с кухней страны снимает культурный барьер
  • 62% людей затем покупают на родине продукты, которые впервые попробовали в путешествии (= вкусы людей становятся тоньше и совершеннее)
  • 75% туристов привозят с собой из путешествий продукты питания или напитки (= польза для экономики принимающей страны)
  • 83% людей отмечают, что благодаря новой еде и напиткам их поездки запоминаются больше (= усиление туристического бренда страны)
  • 93% туристов за последние 2 года принимали участие в каких-либо активностях, связанных с приготовлением или дегустацией еды

По данным American Cuinary Traveler Report, 77% туристов, которые ездят отдохнуть, можно так или иначе назвать гастротуристами.

Гастрономический туризм в США — отличный пример развитого рынка, к которому может стремиться российский туристический бизнес:

 

Узнаёте себя?

Кто ездит в гастрономические туры в Европе и США:

42% туристов старше 50 лет были в гастротурах

52% туристов старше 40 лет были в гастрономических турах

53% туристов старше 25 лет были в гастрономический турах

Ситуация в России отличается:

Всё, что вы хотели знать о гастротуризме, но боялась спросить

 

 

 

 

 

 

 

 

Как мы видим, молодых и более активных гастротуристов из России  становится всё больше. Это хороший импульс к развитию.